Урок русского языка в 5
классе, посвящённый «Дню славянской письменности и культуры»
Цели урока:
-
Повторить, обобщить и углубить сведения о славянской письменности,
- Освоить новые знания о неизвестных сторонах
русского языка, прививать любовь к родному слову, русской речи.
Задачи:
1.
Вызвать интерес ребят к празднованию 1150-летия
славянской письменности.
2.
Развивать творческое мышление, формировать
интерес к предмету.
3.
Развивать умение высказываться на лингвистическую
тему, применять новые технологии в новой ситуации.
Оборудование урока: портреты Кирилла и Мифодия,
основоположников славянской письменности, образцы старинных алфавитов
(кириллицы и глаголицы), репродукции картин первых типографий и
основоположников книгопечатания, презентация на тему «День славянской
письменности», выставка словарей старославянских и современных изданий.
Ход урока:
1.
Вводное слово учителя:
Сегодня мы поговорим о нашей
истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России
отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты,
письменности не может жить нация, народ, государство.
Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться
И через много лет.
Письменность – это настоящее сокровище,
которым овладел человек.
Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу
различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди
поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти
предметы рисовать.
2. Выступления детей, подготовленных заранее.
1-й чтец:
Такие изображения были найдены на
стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги
человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять
рисунки символами.
Надписи делались на камнях, скале, на
доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно и понять
эти знаки можно было по-разному.
Шло время. Постепенно от рисунка люди
перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
2 –чтец:
На экране вы
видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл (
в миру Константин) и Мефодий ( в миру Михаил). Родом из города Солуни
(Салоники), который находится в Греции. Просветители славян, создатели
славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми.
Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником.
Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки.
Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические
миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию.
Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл
и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года братья
огласили изобретение славянского алфавита.
3-1 чтец:
Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки
«Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица»
названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для
передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности
использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы, в последствии эта
азбука стала основой русского алфавита.
4-й чтец:
В 988 году в Киеве была открыта дворцовая
школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила
Киевскую Русь с европейской цивилизацией.
Книги на Руси были очень дорогими. Их
делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали
мёд.
Из колодезной, синей такой глубины
Вырастает мой Китеж, четыре стены,
Золочёный конёк, ставни-кружево – врозь…
Розовеет восток. Озаряется Рось.
Деревянная сказка, озёрный покой,
Для чего мне твой берег, ажурный такой?
В прихотливых изгибах узорочья крыш?
Да пастуший рожок? Да свирельный камыш?
Видно, память архивная стала болеть,
Если нечего в дебрях бетонных жалеть –
Так хотя бы тебя поманить из глубин,
Из кириллицей сотканных песен-былин.
Деревянная сказка, забытая Рось,
Ты стрелой пробиваешь мне душу насквозь.
И не знаю, зачем так бывает нужна,
Как вода из колодца, твоя старина….
5-й чтец:
На Руси долго использовали и
другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились
костяным стерженьком.
С 10 века на основе глаголицы и кириллицы
на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были
церковные книги, поучения, учёные труды.
6-й чтец:
Со временем появились более удобные станки,
а с ними и современная азбука.
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.
7-й чтец:
Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.
Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».
«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».
8 й чтец:
В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
Ребята, послушайте пословицы о пользе учения.
·
Кто хочет много
знать, тому мало надо спать.
·
Идти в науку –
терпеть муку.
·
Божьей волей
свет стоит, наукой люди живут.
·
Без муки нет и
науки.
·
Ничего не
мыслить – век киснуть.
Всего 44 буквы-сестрицы смотрят на нас со старинного свитка. Именно они стали основой современной русской азбуки.
9-й чтец:
В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День
славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где
этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары
возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию.
В нашей стране праздник стал отмечаться с
1986 г. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским
просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.
Русский язык.
10-й чтец:
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
24 мая весь наш народ будет отмечать Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.
Очень жаль, что Праздник славянской письменности мы стали отмечать с большим опозданием, потому что в других славянских странах этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.
По
широкой Руси – нашей матушке –
Колокольный
звон разливается.
Ныне
братья святые Кирилл и Мефодий
За
труды свои прославляются
Вспоминают
Кирилла с Мефодием –
Братьев
славных, равноапостольных
В
Белоруссии, Македонии,
В
Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят
братьев премудрых в Болгарии,
В
Украине, Хорватии,Сербии.
Все
народы, что пишут кириллицей,
Что
зовутся издревле славянскими,
Славят
подвиг первоучителей,
Христианских
своих просветителей.
Русоволосые
и сероглазые,
Лицом
все светлые и сердцем славные,
Древляне,
русичи, поляне,
Скажите,
кто вы?
МЫ
– СЛАВЯНЕ!
Своею
статью все пригожие,
Все
разные и все похожие,
Зоветесь
ныне - россияне,
Издревле,
кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!
11-й чтец:
Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.
12-й чтец:
В
монастырской келье узкой,
В четырех глухих
стенах,
О земле о
древнерусской
Быль записывал
монах.
Он писал зимой и
летом,
Озаренный
тусклым светом.
Он писал из года
в год
Про великий наш
народ.
(Н.Кончаловская)
А записать и донести до нас
«дела давно минувших дней» помогла славянская азбука, которую около двух
тысячелетий назад придумали братья Кирилл и Мефодий из далёкого греческого
городка Солоники.
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.
2.
Просмотр презентации по теме «День
славянской письменности , культуры и просвещения», подготовленной ученицей
8 класса Биниман Аней (см. приложение)
3.
А) Знакомство со старославянским алфавитом
Требуется заранее приготовить плакаты с буквами славянского алфавита -
кириллицы.
Ведущие говорят: "Для лучшего запоминания Азбуки болгарские книжники -
ученики Кирилла и Мефодия создали "Азбучную молитву", которая
считается первым славянским стихотворением".
Дети выходят каждый со своим плакатом, на них - буквы, встав друг за другом,
поочередно знакомят всех присутствующих каждый со своей буквой и зачитывают
самый понятный вариант Азбучной молитвы:
Аз - Аз есмь свет миру
Буки - Бог есмь прежде всех век
Веди - Ведаю всю тайну в человеце и мысль
Глаголь - Глаголю людям закон Мой
Добро - Добро есть творящим волю Мою…
(Плакаты затем нужно расставить на свободные стулья).
Ведущие рассказывают о том, что до сих пор ученые всего мира бьются над точной
расшифровкой послания, заложенного в славянском алфавите. Существует много
трактовок и предположений, а ведущие обращают внимание школьников на доступный
всем смысл послания, заложенный уже в первых буквах алфавита:
"Я буквы ведаю, чтобы говорить добро…"
б) О красоте русского языка
Ведущие:
"Более 700 лет славянский язык и письменность просуществовали в неизменном
виде. Лишь при Петре I изменили количество букв, внесли новые (Ё и Й).
В 1918 г была проведена реформа русского языка - алфавит упростили: в нем
оставили лишь 33 буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день.
До сих пор русский язык считается одним из красивейших в мире и вызывает
восхищение у большинства великих людей".
В качестве примера ведущие приводят высказывания:
1. А.Куприна: "Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и
культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным
занятием от нечего делать, но насущной необходимостью".
2. Г.Державина: "Славяно - российский язык, по свидетельствам самих
иностранцев-эстетов, не уступает латинскому ни в мужестве, греческому ни в
плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и
французский, не говоря уже о немецком".
3. Ч.Айтматова: "Бессмертие народа - в его языке".
4. А.Ахматовой (отрывок из стихотворения "Мужество"):
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
В) Конкурс (на знание русских поговорок)
Ученики стараются вспомнить как можно больше поговорок и пословиц,
посвященных родному языку, азбуке.
Ведущие имеют заранее подготовленный список и дают подсказки.
Победителю вручается приз - книга, содержащая буквы древнего языка. (Например,
любая сказка, в который присутствует камень, на котором буквами кириллицы
написано: "Направо поедешь - себя спасать, коня потерять…").
г) Юмористическая сценка
На сцене появляются два старца (Кирилл и Мефодий). Их изображают ученики,
накинувшие на голову и плечи большие темные плащи до пят с капюшонами, надев
бороды от костюмов Деда мороза.
"Старцы" с удивлением осматривают зал, в котором проводится праздник,
плакаты с буквами кириллицы и говорят:
Кирилл:
Посмотри сюда, Мефодий -
Это ж наши с тобой буквы,
Говорил тебе - в народе
Наши буквы помнить будут!
Знать, трудились не напрасно,
Видишь - торжество какое,
Посмотри-ка, жизнь - прекрасна!
Видно, празднество большое.
Мефодий:
Слышал, гимн пропели и тебе и мне,
Значит, мы прославили Россию на Земле.
Такой язык красивый создали не зря,
Ты видишь - все славяне нас благодарят.
Однако, кто это кричит,
А речь мне не понятна?
"Старцы" отходят в сторонку. На сцене появляются мальчик и девочка (в
очках), ведущие между собой диалог (громко):
Мальчик: "Эй, очкарик, прикинь - училка по физ-ре вконец оборзела, мне
пару вкатила за то, что я с полурока сорвался. Мне теперь предки на Макдональдс
бабки не дадут!"
Девочка: "А мой фазер запретил мне купить прикид от Дольче и Габанна,
видать - с дуба рухнул. В чем мне теперь на тусовку подрулить?"
Мальчик и девочка, оживленно жестикулируя, удаляются.
Снова на сцену выходят "старцы":
Кирилл:
Видать заморские слова
Проникли в речь на Русь
И трудно будет их изжить, боюсь…
Мефодий:
Да нет, ведь это отроки младые,
Не выучили все они слова красивые, простые,
А как прочтут Толстого, Пушкина все книжки,
То враз их головы наполнятся умишком,
Поймут они, что никогда нельзя предать
Язык родной, как Родину и Мать!
4.
Заключительная. Слово учителя. Для подведения итога урока
Викторина «Вопросы древности – ответы
современности» .
1. Как звали двух известных братьев, составивших первую славянскую
азбуку? (Кирилл и Мефодий.)
2. Как звали изобретателя печатного станка и книгопечатания в Европе? (Иоганн Гутенберг.)
3.Название многоцветных иллюстраций, заставок в древнерусских рукописных книгах, так же называют и художественные произведения небольших размеров. (Миниатюра.)
4.Какое
прозвище было у Кирилла и почему? (Философ. Он преподавал философию.)
5. Как называлась первая печатная газета, появившаяся в России при Петре
I? ("Ведомости".)
6.Как называется редкая древняя книга? (Антикварная.)
7.Как называется книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся
повышенным спросом? (Бестселлер.)
8. Когда и в связи с чем на Руси была введена кириллица? (В X— XI вв. в связи с христианизацией.)
9.У древних римлян так назывались формы книг, состоящих из скрепленных дощечек или папирусных листов. Современная книга сохраняет эту форму в виде книжного блока, а в области права этот термин означает свод законов. (Кодекс.)
10. В какой стране изобрели бумагу? (В Китае.)
11. Как называются славянские азбуки? (Кириллица и глаголица.)
12. Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Кору березы — бересту.)
13.Кто был русским первопечатником? (Иван Федоров.)
14.Как называется первая славянская азбука?
(Кириллица.)
15. Как называют первые печатные книги, выходившие без указания автора,
времени и места выпуска? (Анонимными.)
16.Какой город стал родиной пергаментных книг?
(Пергам)
17. Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на
папирусе? (Свиток)
18. Назовите имена первых переводчиков богослужебных книг с греческого на славянский язык. (Кирилл и Мефодий.)
По широкой Руси - нашей матушке |
Учитель: "Сегодняшний
день считают праздником славянской письменности и культуры. Все мы, россияне,
славяне, должны помнить наши корни и пропагандировать нашу русскую культуру,
помнить наши традиции.
Мы приглашаем
выступить с номерами художественной самодеятельности наших учеников".
На сцену выходят
несколько учеников и исполняют известные старинные русские народные песни, все
кто знают слова - им подпевают. Звучит музыка песен
"Порушка-поранья", "Во поле березка стояла" и т.д.
(Если имеются
соответствующие костюмы и желающие танцевать, исполняются национальные танцы.)
Скачать полную версию документа в формате .doc