Главное меню сайта
О школе
Документация
ДО "Радуга"
Модерниз. образов.
Творчество школы
Копилка дел
Электронный журнал
    Учеб. деятельность

    Расписание учебных занятий

    ЕГЭ и ГИА

    ЕГЭ и ГИА 2014

    График проведения консультаций 2014

    Рекомендации для родителей

    Рекомендации для учеников

    Библиотека школы
    Электронный каталог книгообеспеченности
    Приказ об утверждении списка учебников на 2014-2015 учебный год
    Воспит. работа ОУ
    План воспитательной работы школы на 2013-2014 гг
    Летний лагерь - территория здоровья
    Выпуск 2014
    Пришкольный лагерь 2014
    Форум ЭКОшкола
    Ученикам
    Школьный наркопост
    Родителям
    Пробная страница

    Урок русского языка в 5 классе, посвящённый «Дню славянской письменности и культуры»

    Цели урока:

    1.   Повторить, обобщить и углубить сведения о славянской письменности,
    2. Освоить новые знания о неизвестных сторонах русского языка, прививать любовь к родному слову, русской речи.

    Задачи:

    1.      Вызвать интерес ребят к празднованию 1150-летия славянской письменности.

    2.      Развивать творческое мышление, формировать интерес к предмету.

    3.      Развивать умение высказываться на лингвистическую тему, применять новые технологии в новой ситуации.

    Оборудование урока:  портреты Кирилла и Мифодия, основоположников славянской письменности, образцы старинных алфавитов (кириллицы и глаголицы), репродукции картин первых типографий и основоположников книгопечатания, презентация на тему «День славянской письменности», выставка словарей старославянских и современных изданий.

    Ход урока:

    1.            Вводное слово учителя:

    Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности.  Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

    Тома в обложке синей,
    Знакомые тома,
    В них бьётся пульс России,
    В них вечна жизнь сама.
    Страница за страницей…
    На всё найдёшь ответ.
    Нет, им не запылиться
    И через много лет.

         Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

         Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

    2. Выступления детей, подготовленных заранее.

         1-й чтец:

    Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди.  Это первые шаги человека к  созданию письменности. Постепенно люди  стали заменять рисунки символами.

         Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно и понять эти знаки можно было по-разному.

         Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

    2 –чтец:

    На экране вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл   ( в миру Константин) и Мефодий ( в миру Михаил). Родом из города  Солуни (Салоники), который находится в Греции. Просветители славян, создатели  славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.

    3-1 чтец:

         Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице   43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.

    4-й чтец:

         В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.

         Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.

    Из колодезной, синей такой глубины
    Вырастает мой Китеж, четыре стены,
    Золочёный конёк, ставни-кружево – врозь…
    Розовеет восток. Озаряется Рось.
    Деревянная сказка, озёрный покой,
    Для чего мне твой берег, ажурный такой?
    В прихотливых изгибах узорочья крыш?
    Да пастуший рожок? Да свирельный камыш?
    Видно, память архивная стала болеть,
    Если нечего в дебрях бетонных жалеть –
    Так хотя бы тебя поманить из глубин,
    Из кириллицей сотканных песен-былин.
    Деревянная сказка, забытая Рось,
    Ты стрелой пробиваешь мне душу насквозь.
    И не знаю, зачем так бывает нужна,
    Как вода из колодца, твоя старина….

    5-й чтец:

         На Руси долго использовали и  другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком.

         С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.

    6-й чтец:

         Со временем появились более удобные станки, а с ними и современная азбука.

    Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
    С тобой интересным бывает досуг.
    Ты учишь правдивым и доблестным быть,
    Природу, людей понимать и любить.
    Тобой дорожу я, тебя берегу.
    Без книги хорошей я жить не могу.

    7-й чтец:

         Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.

         Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

         «Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».

    8 й чтец:

         В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

         Ребята, послушайте пословицы о пользе учения.

    ·         Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

    ·         Идти в науку – терпеть муку.

    ·         Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

    ·         Без муки нет и науки.

    ·         Ничего не мыслить – век киснуть. 

         Всего 44 буквы-сестрицы смотрят на нас со старинного свитка. Именно они стали основой современной русской азбуки.

    9-й чтец:

          В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию.

          В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.

    Русский язык.

    10-й чтец:


    Я люблю свой родной язык!
    Он понятен для всех,
    Он певуч,
    Он, как русский народ, многолик,
    Как держава наша, могуч.
    Он – язык луны и планет,
    Наших спутников и ракет,
    На совете за круглым столом
    Разговаривайте на нём:
    Недвусмысленный и прямой,
    Он подобен правде самой.
      

     

         24 мая весь наш народ будет отмечать Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.

         Очень жаль, что Праздник славянской письменности мы стали отмечать с большим опозданием, потому что в других славянских странах этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.

    По широкой Руси – нашей матушке –

    Колокольный звон разливается.

    Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

    За труды свои прославляются

    Вспоминают Кирилла с Мефодием –

    Братьев славных, равноапостольных

    В Белоруссии, Македонии,

    В Польше, Чехии и Словакии.

    Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

    В Украине, Хорватии,Сербии.

    Все народы, что пишут кириллицей,

    Что зовутся издревле славянскими,

    Славят подвиг первоучителей,

    Христианских своих просветителей.

    Русоволосые и сероглазые,

    Лицом все светлые и сердцем славные,

    Древляне, русичи, поляне,

    Скажите, кто вы?

    МЫ – СЛАВЯНЕ!

    Своею статью все пригожие,

    Все разные и все похожие,

    Зоветесь ныне - россияне,

    Издревле, кто вы?

    МЫ – СЛАВЯНЕ!

    11-й чтец:

         Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

    12-й чтец:

         В монастырской келье узкой,

    В четырех глухих стенах,

    О земле о древнерусской

    Быль записывал монах.

    Он писал зимой и летом,

    Озаренный тусклым светом.

    Он писал из года в год

    Про великий наш народ.

                   (Н.Кончаловская)

         А записать и донести до нас «дела давно минувших дней» помогла славянская азбука, которую около двух тысячелетий назад придумали братья Кирилл и Мефодий из далёкого греческого городка Солоники.

    Два брата, Кирилл и Мефодий, 
    Спасибо хотим вам сказать
    За буквы, что очень нужны нам
    Чтоб  научить нас читать.

    2.             Просмотр презентации по теме «День славянской письменности , культуры и просвещения», подготовленной ученицей 8 класса Биниман Аней (см. приложение)

    3.             А) Знакомство со старославянским  алфавитом
    Требуется заранее приготовить плакаты с буквами славянского алфавита - кириллицы.
    Ведущие говорят: "Для лучшего запоминания Азбуки болгарские книжники - ученики Кирилла и Мефодия создали "Азбучную молитву", которая считается первым славянским стихотворением".
    Дети выходят каждый со своим плакатом, на них - буквы, встав друг за другом, поочередно знакомят всех присутствующих каждый со своей буквой и зачитывают самый понятный вариант Азбучной молитвы:
    Аз - Аз есмь свет миру
    Буки - Бог есмь прежде всех век
    Веди - Ведаю всю тайну в человеце и мысль
    Глаголь - Глаголю людям закон Мой
    Добро - Добро есть творящим волю Мою…

    (Плакаты затем нужно расставить на свободные стулья).

    Ведущие рассказывают о том, что до сих пор ученые всего мира бьются над точной расшифровкой послания, заложенного в славянском алфавите. Существует много трактовок и предположений, а ведущие обращают внимание школьников на доступный всем смысл послания, заложенный уже в первых буквах алфавита:
    "Я буквы ведаю, чтобы говорить добро…"

     б) О красоте русского языка
    Ведущие:
    "Более 700 лет славянский язык и письменность просуществовали в неизменном виде. Лишь при Петре I изменили количество букв, внесли новые (Ё и Й).
    В 1918 г была проведена реформа русского языка - алфавит упростили: в нем оставили лишь 33 буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день.
    До сих пор русский язык считается одним из красивейших в мире и вызывает восхищение у большинства великих людей".
    В качестве примера ведущие приводят высказывания:
    1. А.Куприна: "Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью".
    2. Г.Державина: "Славяно - российский язык, по свидетельствам самих иностранцев-эстетов, не уступает латинскому ни в мужестве, греческому ни в плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и французский, не говоря уже о немецком".
    3. Ч.Айтматова: "Бессмертие народа - в его языке".
    4. А.Ахматовой (отрывок из стихотворения "Мужество"):
    Не страшно под пулями мертвыми лечь,
    Не горько остаться без крова,-
    И мы сохраним тебя, русская речь,
    Великое русское слово.

    В) Конкурс (на знание русских поговорок)
    Ученики стараются вспомнить как можно больше поговорок и пословиц, посвященных родному языку, азбуке.
    Ведущие имеют заранее подготовленный список и дают подсказки.
    Победителю вручается приз - книга, содержащая буквы древнего языка. (Например, любая сказка, в который присутствует камень, на котором буквами кириллицы написано: "Направо поедешь - себя спасать, коня потерять…").

    г) Юмористическая сценка
    На сцене появляются два старца (Кирилл и Мефодий). Их изображают ученики, накинувшие на голову и плечи большие темные плащи до пят с капюшонами, надев бороды от костюмов Деда мороза.
    "Старцы" с удивлением осматривают зал, в котором проводится праздник, плакаты с буквами кириллицы и говорят:
    Кирилл:
    Посмотри сюда, Мефодий -
    Это ж наши с тобой буквы,
    Говорил тебе - в народе
    Наши буквы помнить будут!
    Знать, трудились не напрасно,
    Видишь - торжество какое,
    Посмотри-ка, жизнь - прекрасна!
    Видно, празднество большое.
    Мефодий:
    Слышал, гимн пропели и тебе и мне,
    Значит, мы прославили Россию на Земле.
    Такой язык красивый создали не зря,
    Ты видишь - все славяне нас благодарят.
    Однако, кто это кричит,
    А речь мне не понятна?

    "Старцы" отходят в сторонку. На сцене появляются мальчик и девочка (в очках), ведущие между собой диалог (громко):
    Мальчик: "Эй, очкарик, прикинь - училка по физ-ре вконец оборзела, мне пару вкатила за то, что я с полурока сорвался. Мне теперь предки на Макдональдс бабки не дадут!"
    Девочка: "А мой фазер запретил мне купить прикид от Дольче и Габанна, видать - с дуба рухнул. В чем мне теперь на тусовку подрулить?"

    Мальчик и девочка, оживленно жестикулируя, удаляются.
    Снова на сцену выходят "старцы":
    Кирилл:
    Видать заморские слова
    Проникли в речь на Русь
    И трудно будет их изжить, боюсь…
    Мефодий:
    Да нет, ведь это отроки младые,
    Не выучили все они слова красивые, простые,
    А как прочтут Толстого, Пушкина все книжки,
    То враз их головы наполнятся умишком,
    Поймут они, что никогда нельзя предать
    Язык родной, как Родину и Мать!

    4.  Заключительная. Слово учителя. Для подведения итога урока
    Викторина  «Вопросы древности – ответы современности» .   
    1. Как звали двух известных братьев, составивших первую славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий.) 

    2. Как звали изобретателя печатного станка и книгопечатания в Европе? (Иоганн Гутенберг.) 

    3.Название многоцветных иллюстраций, заставок в древнерусских рукописных книгах, так же называют и художественные произведения небольших размеров. (Миниатюра.) 

    4.Какое прозвище было у Кирилла и почему? (Философ. Он преподавал философию.) 
    5. Как называлась первая печатная газета, появившаяся в России при Петре I? ("Ведомости".) 
    6.Как называется редкая древняя книга? (Антикварная.) 
    7.Как называется книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся повышенным спросом? (Бестселлер.) 

    8. Когда и в связи с чем на Руси была введена кириллица? (В X— XI вв. в связи с христианизацией.) 

    9.У древних римлян так назывались формы книг, состоящих из скрепленных дощечек или папирусных листов. Современная книга сохраняет эту форму в виде книжного блока, а в области права этот термин означает свод законов. (Кодекс.) 

    10. В какой стране изобрели бумагу? (В Китае.) 

    11. Как называются славянские азбуки? (Кириллица и глаголица.) 

    12. Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Кору березы — бересту.)

    13.Кто был русским первопечатником? (Иван Федоров.) 

    14.Как называется первая славянская азбука? (Кириллица.) 
    15. Как называют первые печатные книги, выходившие без указания автора, времени и места выпуска? (Анонимными.) 

    16.Какой город стал родиной пергаментных книг? (Пергам) 
    17. Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе? (Свиток) 

    18. Назовите имена первых переводчиков богослужебных книг с греческого на славянский язык. (Кирилл и Мефодий.)

     

    По широкой Руси - нашей матушке 
    Колокольный звон разливается. 
    Ныне братья святые Кирилл и Мефодий 
    За труды свои прославляются. 
    Вспоминают Кирилла с Мефодием, 
    Братьев славных равноапостольных, 
    В Белоруссии, в Македонии, 
    В Польше, Чехии и Словакии, 
    Хвалят братьев премудрых в Болгарии, 
    В Украине, Хорватии, Сербии. 
    Все народы, что пишут кириллицей, 
    Что зовутся издревле славянскими, 
    Славят подвиг первоучителей, 
    Христианских своих просветителей. 

    Учитель: "Сегодняшний день считают праздником славянской письменности и культуры. Все мы, россияне, славяне, должны помнить наши корни и пропагандировать нашу русскую культуру, помнить наши традиции.
                             Мы приглашаем выступить с номерами художественной самодеятельности наших учеников".
                             На сцену выходят несколько учеников и исполняют известные старинные русские народные песни, все кто знают слова - им подпевают. Звучит музыка песен "Порушка-поранья", "Во поле березка стояла" и т.д.
                             (Если имеются соответствующие костюмы и желающие танцевать, исполняются национальные танцы.)

    Скачать полную версию документа в формате .doc



    (внимание: для открытия документа у вас должна быть установлена программа MS PowerPoint)
    Обновления
    ------------
    ------------
    ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА САЙТЕ НА СЕГОДНЯ
    ------------
    ------------
    -- 9 июля 2014 года --
    ------------
    В блоке "Воспитательная работа ОУ" добавлены 3 новых документа
    Пришкольный лагерь 2014 Выпуск 2014 Форум ЭКОшкола
    ------------
    Исправлены мелкие ошибки в коде сайта
    ------------
    Друзья сайта
    Официальный сайт управления Алтайского края по образованию и делам молодежи

    Официальный сайт по молодежной политике Алтайского края "Алтай молодой"

    Официальный сайт Алтайского края

    Детский оздоровительно-образовательный центр "Алтай"

    Официальный сайт Министерства образования и науки РФ

    Федеральный портал «Российское образование»

    Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    Помощь педагогам

    Методическая копилка учителя информатики

    Всероссийский педагогический портал

    Сайт для тех кто учится и учит

    Завуч.инфо - портал в помощь учителю

    Метод. поддержка развития способностей учащихся

    Учительский портал

    Все для учителя, все бесплатно

    Сообщество взаимопомощи учителей

    Сеть творческих учителей

    Справочник классного руководителя

    Правильное питание
    Информация об организации питания в МКОУ Победимской СОШ
    Примерное циклическое меню и пищ. ценность блюд
    Мониторинг организации питания
    Методические рекомендации по организации питания
    Отчет по организации питания
    Положение об организации питания
    Положение об организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений Топчихинского района
    СанПин_2452409_08_2
    Инфо учителям
    Наши вакансии
    Форма входа

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт живет
    Для наилучшего отображения страниц сайта администрация сайта рекомендует использовать браузер Internet Explorer или Mozilla Firefox