Главное меню сайта
О школе
Документация
ДО "Радуга"
Модерниз. образов.
Творчество школы
Копилка дел
Электронный журнал
    Учеб. деятельность

    Расписание учебных занятий

    ЕГЭ и ГИА

    ЕГЭ и ГИА 2014

    График проведения консультаций 2014

    Рекомендации для родителей

    Рекомендации для учеников

    Библиотека школы
    Электронный каталог книгообеспеченности
    Приказ об утверждении списка учебников на 2014-2015 учебный год
    Воспит. работа ОУ
    План воспитательной работы школы на 2013-2014 гг
    Летний лагерь - территория здоровья
    Выпуск 2014
    Пришкольный лагерь 2014
    Форум ЭКОшкола
    Ученикам
    Школьный наркопост
    Родителям
    Пробная страница

    Консультация родителей и педагогов

    на тему: «Суицид»


                                 «Тут реализм причиной, а не сумасшествие»

                                                                                                     (М.Ф. Достоевский)

     

    Покушения на самоубийство подростки со­вершают большей частью в возрасте 14—16 лет. В Москве у подростков ежегодно регистрирует­ся около двух тысяч суицидальных попыток, из которых примерно 2 % заканчиваются смертью. Приблизительно треть молодых людей повторя­ют эти попытки — с каждой следующей риск смертельного исхода увеличивается. Подростки чаще лишают себя жизни сами, чем умирают от таких тяжелых болезней, как туберкулез, пневмония, полиомиелит. Подростковые самоубийства представляют совершенно самостоятельную и весьма серьез­ную проблему — отчасти потому, что дети часто решаются уйти из жизни в результате конфлик­тов с нами, родителями, учителями — "советчи­ками" и "доброжелателями". Подростки-само­убийцы — жертвы вдвойне: с одной стороны — тяжелейших жизненных коллизий, в которых они лишены поддержки взрослых, а с другой — собственной агрессии, собственных действий, истинные последствия которых они не всегда могут предвидеть. Бывает, впрочем, что юноша или девушка расстаются с жизнью не потому, что они лишены любви и поддержки, а потому, что, наоборот, хотят, чтобы их оставили в покое.

    Известно, что в обыденном сознании бытует представление о "несерьезности" подростковых самоубийств, о том, что подростки лишь шантажируют таким образом взрослых, что ответом на "шантаж" должны быть меры воспитательного, а то и карательного характера.

    Юноши и девушки редко прибегают к травматичным и калечащим спосо­бам самоубийства, они боятся физической боли, их жизненного опыта уже достаточно для того, чтобы сделать вывод: "...из окна бросаться страшно, вешаться больно, травиться ненадежно...' Желание устраниться лишь на время, "умереть не до конца" — типичное подростковое решение трудной ситуации. Под­росток нередко выбирает совершенно "безвред­ные" таблетки, действие которых между тем может оказаться непредсказуемо тяжелым. Та­кова цена так называемых "переигранных де­монстраций".

    Да, в покушениях на самоубийство у подрост­ков действительно много демонстративного, и совершая суицидальную попытку, они зачастую предполагают жить, надеясь с помощью суици­да изменить конфликтную ситуацию. Вместе с тем подростки никогда не имитируют суицид. Они — как правило, без длительных раздумий — совершают крайне опасные для жизни поступки, не вполне предвидя последст­вия своих действий. В основе такой беспечно­сти — несформированность у подростков со­знания ценности человеческой жизни, как чу­жой,   так   и   своей   собственной.   Подростки, собенно те, что помоложе, не вполне отдают себе отчет в необратимости, окончательности смерти; они убеждены, что можно казаться умершим для окружающих, но при этом на­блюдать свои похороны и раскаянье обидчиков. "Буду висеть и смотреть, как они все плачут..." — рассуждал 12-летний мальчик, ко­торый пытался покончить с собой из-за того, что родители многократно угрожали отправить его в интернат за школьные провинности. Он хотел, чтобы родители одумались и осознали несправедливость и жестокость своих угроз.

    Но бывает также, что действительной, осо­знанной целью покушения на самоубийство является смерть. Подобные суицидальные по­пытки специалисты называют истинными. Ис­тинные покушения на самоубийство у подрост­ков являются результатом сложных, совершен­но безысходных коллизий, нередко ими же создаваемых. Особенности характера, психоло­гического строя, свойственные периоду отро­чества, по "одному факту своего существования предрасполагают к самоубийству", как писал видный русский психиатр начала века Е. К. Краснушкин. Таков подросток с его безудержностью, неустойчивостью, жаждой впе­чатлений, тягой к самостоятельности, эгоцент­ризмом и максимализмом, крайней ранимостью и изменчивостью настроения, скрытностью, сме­няемой навязчивой откровенностью. Беззабот­ный, радостный ребенок неожиданно превра­щается в непредсказуемое существо, настоя­тельно требующее своего места в семейной иерархии и вступающее в отчаянную борьбу за свои права по любому поводу. Он зачастую совершенно невыносим, в сущности же безза­щитен и болезненно уязвим.

    В острой ситуации решение о самоубийстве возникает иногда моментально. Покушение со­вершается в решающий момент конфликта, на глазах у всех, при помощи первых попавшихся под руку предметов: ножа, бритвы, средств бытовой химии. Бывает, подросток бросается с большой высоты — наиболее опасный и охотно в этих случаях применяемый способ. Мотивы такого рода поступков, как правило, агрессив­ны — отомстить, доказать свою правоту, насто­ять на своем, наказать обидчика. Вообще у подростка агрессивность и неистовство в любую секунду могут обернуться против него самого, и такие покушения часто имеют тяжелые послед­ствия.

    Тяжкие, неразрешимые жизненные обстоя­тельства побуждают подростков к тщательно обдуманным покушениям, при которых выби­рается наиболее опасный для жизни способ, такое время суток (день, пока все на работе, или же ночь), когда попытку легче скрыть. Многие подростки рассказывают, что ре­шившись на самоубийство, они пытались, пусть косвенно, предупредить близких о своих наме­рениях: оставляли на видном месте дневник "сердца горестных замет", прощальные записки, "намекали" в разговоре... И, что самое порази­тельное, никто и никогда не принимал эти предупреждения всерьез; взрослые восприни­мали это как шантаж и на него не поддавались. Покушение подростка на самоубийство оказы­валось полной неожиданностью для всех.

    Причиной истинных суицидальных попыток в отрочестве нередко является депрессия. Конфликты, выполняющие роль "последней капли", чрезвычайно разнообразны, иногда очень серьезны, а иногда — по крайней мере на взгляд взрослых — совершенно незначительны. Поводом к покушению на самоубийство служат неурядицы в различных сферах жизни подрост­ка. Сюда отнесём и школьную дезадаптацию. Её проявления многообразны: плохая успеваемость, дисциплина, нарушение взаимоотношений в школьном коллективе.

    Факторы риска, которые приводят к самоубийству:

    • врожденная и/или возникшая после сильного стресса склонность

    к самоубийству.

    • проблемы в личной жизни.

    • сильная травма, в том числе и психическая.

    • социальное неблагополучие: бедность, безработица и т.д.

    • рецидив давней болезни.

    • потеря близких, одиночество, острые конфликты.

    • экономические проблемы, шантаж, сексуальные домогательства,

    череда драматических событий.

    • нарциссическая травма.

    • психическая болезнь.

    • алкоголь и наркотики.

    • соматические заболевания, сильные боли.

     

    Какие факторы относятся к суицидальному риску:

             Условия семейного воспитания:

    - отсутствие  отца в раннем возрасте;

    - в семье имеются психически больные;

    - "матриархальный” стиль отношений в семье (сильное влияние матери);

    - отсутствие внимания, отверженность в детском  и подростковом возрасте;

    - развод родителей;

    - чрезмерная опека, воспитание по типу "кумир семьи”;

    - частые скандалы в семье;

    - при наличии родителей воспитывался в детском доме.

     

    В СЕМЬЕ БЫЛИ СЛУЧАИ САМОУБИЙСТВ, ПОПЫТОК САМОУБИЙСТВ ИЛИ СУИЦИДАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ СО СТОРОНЫ РОДСТВЕННИКОВ

     

             Особенности поведения:

    - убегал из дома; часто менял место учебы, работы;

    - злоупотреблял алкоголем, другими наркотическими веществами.

    СОВЕРШАЛ СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОПЫТКИ

     

    другие биографические характеристики

    - в решении подростковых задач была серия "провалов”; неудачи в обучении, изоляция в коллективе

     

    ИМЕЛ ДРУЗЕЙ СОВЕРШИВШИХ САМОУБИЙСТВО ИЛИ ПОПЫТКУ САМОУБИЙСТВА

      да

     

    чем больше ответов   вы получили, тем выше риск суицида.


    Что может повлиять на принятие решения о самоубийстве:

    - затрудненная адаптация к условиям работы, учебы и т.п.;

    - глумление и издевательства  со стороны сослуживцев, однокурсников;

    - длительное соматическое заболевание;

    - боязнь ответственности за совершенное преступление;

    - потеря социального статуса в коллективе, изоляция от социального окружения;

    - смерть близкого человека;

    - слабое физическое развитие;

    - психическое заболевание;

    - разрыв высокозначимых любовных отношений. 

     

    К ХАРАКТЕРНЫМ ЛИЧНОСТНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ  СУИЦИДЕНТОВ МОЖНО ОТНЕСТИ:

    - неуверенность в себе;

    - низкий, заниженный уровень самооценки;

    - высокую потребность в самореализации;

    - самбиотичность, высокую значимость для них теплых, эмоциональных связей, искренности взаимоотношений, наличие апатии, понимания и поддержки со стороны окружающих;

    - трудности волевых усилий при принятии решений;

    - снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений;

    - склонность к самообвинению, преувеличение своей вины;

    - несамостоятельность;

    - недостаточная социализация, инфантильность и незрелость личности.

    Основные признаки высокой вероятности у людей реализации суицидальных намерений:

    1. Открытые высказывания и желания покончить жизнь самоубийством (сослуживцам, начальнику, однокласснику, в письмах родственникам и знакомым, любимым  т.д.).

    2. Косвенные намеки, на возможность суицидальных действий (например: появление в кругу знакомых с петлей на шее из брючного ремня, веревки, телефонного провода и т.п., игра с оружием с имитацией самоубийств и т.о.).

    3. Активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой (собирание таблеток, поиск и хранение отравляющих веществ, оставление патронов после стрельб и т.п.).

    4. Фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще).

    5. Символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фотоальбомов, часов, значков, обмундирования).

    6. Изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных, возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых.

    7. Чрезвычайно настойчивые просьбы о переезде в другой город, о госпитализации, предоставление отпуска по семейным обстоятельствам.

    8. Снижение контактов, стремление к уединению и др.

    При выявлении лиц с повышенным риском суицидальности необходимо иметь в виду: что суицидальное поведение, как правило, сопровождается их глубокой депрессией.

    Для депрессий обычно характерны следующие признаки:                       

     снижение внимания, концентрация или способности к ясному мышлению, т.е. нерешительность;

     потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;

     вялость, хроническая усталость, замедление движений и речи;

     снижение эффективности или продуктивности в учебе, службе, быту;

     чувство неполноценности, болезненности, потеря самоуважения;

     изменение привычного режима сна, бессонница или повышенная сонливость;

     пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;

     неспособность к адекватному реагированию похвалы или награды;

     чувство горькой печали, переходящий в плач;

     изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса;

     повторяющиеся мысли о смерти или самообмане, связанные с самоубийством;

     снижение полового влечения.

    "Самоубийство есть прежде всего сужение сознания ... в момент самоубийства в большинстве случаев человек находится в состоянии психического расстройства. Психика его опрокинута и нарушено психическое равновесие, функция различения реальности поражается, иерархия ценностей извращена и какая-нибудь одна, совсем не главная ценность делается единственной и абсолютной, сознание замутнено и память парализована и удерживает лишь idee fixe самоубийцы”. (Подход  русского философа Бердяева).

     

     

    Депрессия.

    Определение: психическое расстройство, вызывающее угнетение жизненных мотивов, целей и нарушающее жизнедеятельность человека. Жизнь теряет смысл. Работать, радоваться, любить становится незачем.

    Симптомы: плохое самочувствие, отсутствие любых желаний, тоска, черная меланхолия вплоть до нежелания жить. Любая, даже самая элементарная деятельность требует невероятных усилий.

    Причинами могут стать перегрузки на работе (в школе), неблагоустроенная личная жизнь, сильные переживания, черепно-мозговые травмы, опухоли мозга.

    Лечение в сочетании с анти депрессантами дает существенные результаты. Особенно в тех случаях, когда выявляется конкретная причина заболевания. Полностью выздоравливают 80% пациентов. Опасность в том, что без лечения это расстройство может привести к суициду (15% самоубийств находились в этом состоянии).

     

    Невроз.

    Определение: психическое расстройство,

    вызывающее внутреннее беспокойство, тревогу и

     немотивированно сильные желания.

    Симптомы: человек с великим трудом удерживается

    от каких-либо действий или поступков,

    бессмысленность или нежелательность которых

    понимает.

    Лечение: в основном психотерапия и психоанализ,

    Возможно в сочетании с психотропными препаратами.

     

    ПРИМЕЧАНИЕ: при обнаружении у знакомых какого-либо одного из перечисленных признаков, необходимых:

        — немедленно рассказать своему непосредственному начальнику, другу;

     поставить в известность, психологов,

    врачей специалистов.


     Скачать полную версию документа в формате .doc

    Обновления
    ------------
    ------------
    ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА САЙТЕ НА СЕГОДНЯ
    ------------
    ------------
    -- 9 июля 2014 года --
    ------------
    В блоке "Воспитательная работа ОУ" добавлены 3 новых документа
    Пришкольный лагерь 2014 Выпуск 2014 Форум ЭКОшкола
    ------------
    Исправлены мелкие ошибки в коде сайта
    ------------
    Друзья сайта
    Официальный сайт управления Алтайского края по образованию и делам молодежи

    Официальный сайт по молодежной политике Алтайского края "Алтай молодой"

    Официальный сайт Алтайского края

    Детский оздоровительно-образовательный центр "Алтай"

    Официальный сайт Министерства образования и науки РФ

    Федеральный портал «Российское образование»

    Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    Помощь педагогам

    Методическая копилка учителя информатики

    Всероссийский педагогический портал

    Сайт для тех кто учится и учит

    Завуч.инфо - портал в помощь учителю

    Метод. поддержка развития способностей учащихся

    Учительский портал

    Все для учителя, все бесплатно

    Сообщество взаимопомощи учителей

    Сеть творческих учителей

    Справочник классного руководителя

    Правильное питание
    Информация об организации питания в МКОУ Победимской СОШ
    Примерное циклическое меню и пищ. ценность блюд
    Мониторинг организации питания
    Методические рекомендации по организации питания
    Отчет по организации питания
    Положение об организации питания
    Положение об организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений Топчихинского района
    СанПин_2452409_08_2
    Инфо учителям
    Наши вакансии
    Форма входа

    Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Сайт живет
    Для наилучшего отображения страниц сайта администрация сайта рекомендует использовать браузер Internet Explorer или Mozilla Firefox